2. Методическая копилка «Первый педагогический опыт»

Очень часто человек задумывается над тем, почему одни люди достигают высоких результатов в какой-то деятельности, а другие, находясь примерно в тех же условиях и при такой же затрате времени, значительно отстают. Это говорит о наличии определенных способностей, которые, безусловно, помогают человеку достичь наиболее высоких результатов. Отдельные психофизиологические особенности могут наследоваться, но при отсутствии определенной развивающей среды достигнуть высокого уровня формирования способностей очень сложно. Исследовательские способности индивидуальны для каждого ребенка, они развиваются в самостоятельной и творческой деятельности.

Информатизация системы школьного образования, характеризующаяся стремительным внедрением современных технических средств обучения, компьютерной техники, информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс, с одной стороны, приводит к изменению организации взаимодействия педагога и обучающихся в рамках занятия, а, с другой, предъявляет новые требования к компетенциям всех участников образовательного процесса.

В настоящее время в основе образовательного процесса в начальной школе лежит Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО), который предполагает внедрение системно-деятельностного подхода в обучение младших школьников. Данный подход предполагает активное усвоение содержания обучения, а также развитие обучающегося в процессе собственной деятельности.

В современном образовательном процессе большое внимание уделяется урокам литературного чтения, которые сегодня должны не только расширять словарный запас обучающихся и знакомить их с произведениями классиков русской словесности, но и развивать умения мыслить и анализировать, формировать способности к собственному творчеству с использованием богатства устной и письменной речи.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает ряд требований к компетенциям, которыми должен обладать выпускник начальной школы. Одной из них является коммуникативная компетенция, подразумевающая соответствие требованиям к освоению представлений о способах, целях и видах коммуникации, предметных и универсальных коммуникативных действий, устойчивого позитивного опыта их применения и системы мотивов, отношений и ценностей коммуникативной деятельности младших школьников. Обладатель этой компетенции должен, например, уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию.