Проблема социального сиротства является одной из актуальных на сегодняшний день. Исследования показывают, что происходит увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей. Достаточно часто такие дети входят в так называемые «группы риска», поскольку не имеют достаточных средств для существования.

В этой связи возникает необходимость создания условий для адаптации детей-сирот к профессионально-трудовой деятельности, от которой напрямую зависит правильный выбор ребенком-сиротой будущей профессии.

Процесс профессионального самоопределения детей-сирот сложен, так как в самостоятельной жизни они зачастую испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, личностном самоопределении, установлении эмоциональных связей с другими людьми, овладении общественной, бытовой и профессионально-трудовой деятельностью.

Наряду с данными проблемами возникает ряд других:

  • тенденция масштабного реформирования системы начального и среднего профессионального образования;
  • низкая конкурентоспособность детей-сирот на рынке труда, и как результат – прием на самые непрестижные профессии;
  • отсутствие общежитий у образовательных организаций для размещения обучающихся, в том числе данного категории и другие.

Поэтому, по мнению автора, адаптация детей-сирот к профессионально-трудовой деятельности многофакторный и многоэтапный процесс, который проводится при помощи социально-педагогического сопровождения, включающего в себя постинтернатный патронат, заключающийся в продлении срока опеки до момента достижения воспитанником 23 лет и направленный на приспособление к изменяющимся внешним условиям, формирование системы ценностных ориентаций, приобретение соответствующих компетенций.

Субъекты социального сопровождения оказывают помощь детям-сиротам в выборе профессии, трудовой деятельности, поступлении в учебные заведения, в построении правильных взаимоотношений с руководителями, преподавателями, учащимися в процессе бытовой, учебной и трудовой деятельности. 

Несмотря на то, что в настоящее время большое количество исследователей изучают проблему адаптации детей-сирот к профессионально-трудовой деятельности (Овчаренко Л.Ю., Дорошенко Т.Н., Сапожникова Т.Н., Тютченко А.М. и другие), необходима разработка концепции социально-педагогического сопровождения процессов трудоустройства, профессиональной ориентации и поддержки выпускников государственных организаций, относящихся к категории сирот, основанной на рефлексивно-прогностическом подходе, предполагающим стимулирование выпускников на осознание себя как субъекта рынка труда и производственных отношений.

Дата публикации: 18.04.2017 г.