1. Особенности обучения, воспитания и социализации детей и подростков в условиях инклюзивного образования

Социализация является средством вхождения в мир, и решение проблемы социализации детей является одним из важнейших направлений, изучаемых специальной педагогикой и психологией детей с ОВЗ. Понятие «социализация ребенка раннего возраста» используется с целью необходимости выделения изменений в ребенке, происходящих в процессе роста, при переходе от центрации его внимания на себя к пониманию и выделению других окружающих его людей, к становлению его субъектом влияющей на него социальной среды. Новорожденный ребенок не готов к пониманию, что у окружающих его людей есть свои нужды, проблемы, дела. Только развиваясь, он начинает ощущать себя частью широкого социального мира и изменяет, модернизирует свое поведение в соответствии с тем, как он осознает влияние своих действий на окружающих его людей.

В настоящее время одной из ведущих проблем специального и инклюзивного образования является ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Одним из факторов является увеличение числа детей, нуждающихся в ранней помощи. По данным официальной статистики численность детского населения неуклонно сокращается, а доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48 % до 26 % [4, с. 5]. Результаты ведущих научных исследований в области отечественного здравоохранения свидетельствуют о том, что не более 10 % дошкольного и 4 % детей подросткового возраста можно считать абсолютно здоровыми [3, с.3].

Психолого-педагогическое сопровождение детей первых лет жизни и их родителей в последнее время стало одной из актуальных задач специального образования. Это связано с увеличением количества детей раннего возраста с нарушениями в развитии, которая возрастает возрастает год от года. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние 5 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось и составляет около 2 % детского населения. В структуре причин инвалидности наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения (22,8 %), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (20,6 %), болезни нервной системы (20 %) [2].

В настоящее время особо актуальна проблема обучения детей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы. Аутизм называют болезнью 21 века, а статистика показывает впечатляющие цифры: каждый сотый ребенок рождается с проблемой аутичного спектра. Создать благоприятные условия для аутиста в стенах учебного заведения очень сложно. Это является главной причиной того, что подавляющее большинство аутичных детей получают образовательные услуги индивидуально и на дому. Но индивидуальное домашнее обучение не подходит такому ребенку прежде всего потому, что не способствует его социальному развитию. Для него важно не столько накопление знаний и освоение навыков, сколько приобретение возможности взаимодействовать с другими людьми, способность использовать свои знания и умения в реальной жизни.

Проблема социального сиротства является одной из актуальных на сегодняшний день. Исследования показывают, что происходит увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей. Достаточно часто такие дети входят в так называемые «группы риска», поскольку не имеют достаточных средств для существования.